Изучение генерального плана Valve: SteamOS, steam машины и будущее ПК
На прошлой неделе, Valve сделала ряд заявлений, которые могут существенно повлиять на геймплей на домашних ПК. Но свежие инновации не появляются на пустом месте. Valve начиная с 2010 года, в ходе разных интервью, делала намеки на SteamOS, стим машины и свой новый контроллер, выдавая ненароком (или специально) крохи информации о них. Я пролистаю все эти интервью, для того, чтобы предугадать, что за игровое будущее в наших гостиных готовит нам Valve.
Насколько может быть “открытой” их открытая ОС? Как будут развиваться стим машины, чтобы соответствовать более современным технологиям? Поймет ли, как пользоваться контроллером Valve, неподготовленный человек? И что означают эти объявления для Windows? Читайте дальше, чтобы узнать об этом.
Еще в январе этого года, Гейб Ньюэлл признался, что он думает именно о компании Apple, а не Microsoft или Sony, как о главном конкуренте Valve в пространстве игровой гостиной. Тогда разговаривая со студентами университета Техаса, он представил нелестное для себя будущее "упрощенной" гостиной, в центре которой будет Apple.
"Я думаю, что можно предвидеть появление своего рода новой упрощенной платформы для гостиной, и Apple может легко опередить в этом деле производителей консолей. Вопрос в том, сможем ли мы достаточно продвинуться в пространстве PC, чтобы зарекомендовать себя в нем, а также выяснить лучшие решения мобильности до того, как в гостиной появится Apple?
Ньюэлл не раз публично критиковал мобильных телефонных гигантов. В октябре 2011 года на выставке WTIA TechNW он произнес – "выглядит зловеще то, что мировые производители, кажется, отходят от открытых платформ».
"Я подозреваю, что компанией Apple скоро будет запущен продукт для гостиных, который сильно изменит (переопределит) ожидания людей, и понятие различных платформ для консоли исчезнет", – сказал он, называя закрытый характер современных консолей – "неправильным философским подходом".
"Я боюсь, что традиционный источник множества инноваций уходит – и кое-кто попытается закрыться, сказав при этом: « Я устал от конкуренции с Google, я устал конкурировать с Facebook, я лучше стану использовать консольную модель и исключу нелюбимых конкурентов из моего мира».
Также необходимость открытости операционных игровых систем была упомянута во время разговора на Casual Connect. – "Для того чтобы происходили инновации, должна произойти куча вещей, невозможных на закрытых платформах.
Valve не существовала бы сегодня, без ПК, или Epic, или Zynga, или Google. А они все, в свою очередь, не существовали бы без открытости платформы. У многих [производителей] есть очень сильное искушение сделать свою платформу «закрытой», потому что они считают очень интересным и правильным подходом ограничить доступ конкурентов к своей платформе.
"Мы [Valve] смотрим на эти платформы и говорим: « Мы были свободными игроками и смогли воспользоваться всем, что происходило в мире ПК и в Интернете, и поэтому продолжим выяснять, как работают открытые платформы".
Надо указать на очевидное: Стим не является открытой платформой. Хотя были пожелания сделать его более доступным для разработчиков. Они не в восторге от его нынешнего вида - в частности, от сервиса Greenlight – Valve остаются вахтерами для всего, что появляется на Стиме.
Но учитывая то, что Ньюэлл много раз хвалил открытость, нелепо было ожидать, что SteamOS будет “закрытой” системой. И вот объявления о намерениях сделать новую операционную систему открытой появились на странице анонсов Стима.
"Для SteamOS, ее «открытость» означает, что новинки компьютерного железа могут приходить (перебираться) в гостиную гораздо более быстрыми темпами, чем до этого. Создатели контента могут напрямую общаться со своими потребителями. Пользователь может изменить или заменить любую часть программного или аппаратного обеспечения, какую он захочет. Геймеры вправе принять участие в создании любимых игр".
Опять же, это не касается того, как игры не для Стима, и их создатели станут частью SteamOS. Будет ли отдельная зона для Non-Steam приложений, или несовместимые с ним игры смогут потом плавно интегрироваться в нее? Предыдущие слова Ньюэлла предполагают большую гибкость этой системы. Когда Ньюэлла спросили о том, будет ли работать Netflix в SteamOS, он сказал: "Однозначно. Вы можете запустить веб-браузер, и делать в нем все, что хотите.
Для линукс-пользователей работа Netflix, благодаря своей непонятной зависимости от Microsoft Silverlight, будет, конечно, более сложным делом, чем просто открытие браузера. Предполагается, что новая операционная система будет аналогично поддерживать другие необходимые обходные пути.
Вероятно, что, если игра работает на Linux, она сможет работать и на SteamOS, но приятно думать, что Valve планирует уменьшать такие препоны и дальше: удаление некоторых требований для выхода на рынок игр Стима, даже при сохранении их собственных названий при попадании в списки утвержденных Стимом тайтлов. Это было тем, на что намекнул Ньюэлл в прошлом, когда упомянул создаваемые пользователем витрины.
"Редакционный фильтр нужен, но не должно быть большой кучи редакционных фильтров", – сказал Ньюэлл в другом интервью. – "Конечным сервисом должна стать сеть API, которую может использовать любой. Любой потребитель новой системы может зайти в магазин, подключаемый к этим сервисам. Мы также считаем, что в мультиплеере важны другие пользователи, как и ваш друг рядом с вами важен для вашего удовольствия. Мы должны выяснить, как можем помочь пользователям, играющим в игру, находить собирающихся вокруг нее людей, чтобы сделать впечатления от геймплея лучше".
Это может выглядеть как обновленная версия текущей системы рекомендаций, в которых пользователи становятся кураторами огромного и растущего каталога Steam. Более драматичный и «открытый» способ – дать шанс любой игре в Greenlight –стать кандидатом на внимание пользователей магазинов, и чтобы наиболее популярные у игроков игры увеличивали свои шансы получить в Steam отметку «официальный выбор».
Оказывается, что еще задолго до показа Valve спецификаций прототипа Steam box, идея SteamOS и использующей ее коробки была на подходе. Это можно понять, взглянув на трехгодичную серию интервью с Гейбом и другими членами команды Valve.
"Мои планы постоянно меняются. Такова натура отрасли, ведь это шанс изменить многое для многих людей. Так что сейчас среди прочего, я много думаю о долгосрочной перспективе сбора сведений о "тонком клиенте архитектуры", в качестве некоторых исследований.
Можно было увидеть результаты проверки способности общения SteamOS с Windows на ПК, со стримингом несовместимых игр. И Ньюэлл тогда планировал в будущем расширить возможности своей ОС. В одном из интервью он говорил о возможности тогдашних "Steam Box" передачи данных на несколько мониторов.
"Стим машина будет сервером. С его помощью любой компьютер может обслуживать несколько мониторов, поэтому скоро, в новых поколениях (после Kepler), вы можете иметь один GPU, который одновременно обслуживает до восьми запущенных игр. Таким образом, можно иметь один ПК и восемь телевизоров (экранов?) и восемь контроллеров, получающих (одновременно) быструю обработку данных (большую производительность) центральной машиной. Мы привыкли к тому, что когда ты играешь, то используется один или два монитора. Теперь мы предлагаем расширить это небольшое число".
Очевидно, что это не особенность новой шайтан-коробки, а хорошая пластичность стим-машин. По сути, любое устройство, использующее SteamOS, становится де-факто стим машиной. Страница анонсов в Стиме объясняла - " тестируемая нами конкретная машина предназначена для пользователей, которые хотят иметь наиболее полный контроль над своим оборудованием".
Обратите особое внимание на конфигурацию, упомянутую в предыдущем сценарии Ньюэлла.
"Один PC и восемь телевизоров (экранов) и восемь контроллеров". Эта фраза относится к стим машине в качестве сервера, а не к обычному компьютеру с абсурдным количеством слотов HDMI. Но Ньюэлл не упомянул о том, что восемь ПК, вероятно, могут принимать сигнал от главной коробки. Возможно, существует несколько возможных объяснений, в том числе:
1. Он просто забыл упомянуть об этом.
2. Открытый характер SteamOS позволяет иметь облегченную версию устанавливаемого софта непосредственно на телевизоре.
Теоретически, это возможно. Все что для этого нужно, это версия ОС, ориентированная чисто для получения стриминга (потока данных) от центрального ПК / стим машины. Есть небольшие устройства, такие как, Chromecast от Google и Raspberry Pi, вариации которых могли бы стать сетевыми серверами домашних развлечений с несколькими экранами / контроллерами. "Тонкий клиент" такой архитектуры пока еще не имел определенной формы.
Это даже не весь футуризм, что мы можем выжать из сценария Ньюэлла. Восьми игрокам, играющим одновременно, не имеет смысла играть на “разделенном” экране, потому что компьютерные игры традиционно не поддерживают одновременный чат игроков в автономном режиме. Эту возможность невозможно использовать за исключением очень конкретных примеров, поэтому стим машина должна действовать как сделанный на заказ распределитель LAN, для одновременного запуска профилей нескольких пользователей Steam, и их копий игры.
Я признаю, что, кажется, зашел слишком далеко, выдавая желаемое за действительное. Тем не менее, режим Big picture в Steam уже поддерживает несколько учетных записей, что в один прекрасный день открывает возможность для них одновременного входа. Не нужна даже слишком большая гибкость системы. Если возможность одновременного запуска несколько игр одним игроком слишком надумана, то возможно вход в разные профили мог бы использовать некоторые измененные формы в родственном обмене играми. Например, дети входят в свой профиль с собственного экрана телевизора, но с доступом в рамках всего семейного стим аккаунта с добавленным родительским фильтром. Если Valve захотят сделать steam машины главными серверами бытовых развлечений, то они сделают это настолько плавно и естественно, как это возможно.
(HUD - это он о наружных покровах?)
Это что за контроллер, а? Он довольно сильно отличается от стандартных форм геймпада X360, и я изо всех сил, пытаюсь представить, насколько хорошо он сможет работать. Тем не менее, он намного лучше, чем я изначально ожидал, читая комментарии, сделанные ранее об экспериментах Valve, и отношениях между игрой и игроком.
"О, я тоже думаю о биометрии, – сказал Ньюэлл еще в 2010 году.
"Поэтому, когда вы играете в наши игры, мы все больше и больше имеем представление о состоянии игрока, и мы, надеюсь, точно знаем, что вы чувствуете", – продолжил он. "Не гадая при этом, а с точными биометрическими данными. На самом деле, мы можем прекрасно использовать в играх такие вещи; как отслеживание взгляда, гальваническую реакцию кожи, частоту пульса, и так далее.
Объединяя всю эту информацию, мы можем иметь гораздо более точное представление о намерениях игроков. Мы очень заинтересованы в этом. Мы провели некоторые эксперименты в этом направлении, и чувствуем, что есть некоторые возможные наработки для пользователей и разработчиков".
Конечно, план Valve по биометрии не закончится на закрытой фазе тестирования. Ньюэлл продолжает, – "мы думаем, что есть несколько людей с интересными подходами к аппаратной стороне [биометрии]. Этого достаточно, чтобы у нас была уверенность, что аппаратная сторона будет своего рода решением проблемы в не слишком отдаленном будущем".
Вот такой вот дикий полет фантазии, и что, вскоре после этого они перестали думать об этом? Нет. В январе 2013 года Ньюэлл говорит – «Может быть, захват движения был просто недостатком воображения с нашей стороны, но мы намного больше заинтересованы в биометрии в качестве метода ввода (и управления)". "Ваши руки, ваши мышцы запястья и пальцы на самом деле обладают высокой информативностью, поэтому мы попытаемся с помощью рук сблизить взаимодействие с игрой, по сути, намекая: "О, мы собираемся прекратить использование Ethernet и вернуться к 300 бод диал-лапа». (Возможно, говорится что таким образом, можно заранее реагировать, непосредственно предугадывать решения игрока, как только он решит нажать кнопку или передвинуть стик).
Контроллер Valve мог бы иметь сенсорный экран и интересную тактильную обратную связь, но в последующем объявлении о стим контроллере, о биометрии уже не упоминается. Учитывая это, можно предположить, что все это было слишком трудно или слишком дорого поместить вовнутрь коммерчески успешного контроллера. Но если дело только в этой причине, то это, думаю, не будет вечной проблемой.
Но если посмотреть на этот вчерашний ролик презентации, то видно, что контроллер имеет две сенсорные площадки.
На странице анонсов Стима утверждалось: «Мы планируем сделать инструменты, которые позволят пользователям участвовать во всех аспектах разработки, от промышленного дизайна до электротехники.
Мы не можем долго ждать, чтобы увидеть придуманное Valve.
"Короче говоря, все (оборудование) было разработано, чтобы быть взломанным, измененным и повторенным. Как и ПК со сменными компонентами, стим машины не будут иметь определенный срок годности. Это означает, что мы почти наверняка увидим несколько изменений и новых версий, основанных на этой контролируемой первоначальной концепции. Не удивляйтесь, если одна из них заставить вас попотеть.
Кроме того следует упомянуть об одном из исследовательских проектов, упоминаемом в блоге сотрудника Valve Майкла Абраша – так называемые 'носимые вычисления'. "Под "носимыми вычислениями" я имею в виду, мобильные компьютеры, где компьютерная графика и изображения реального мира легко накладываются на ваш взгляд". Абраш написал в своем вступительном сообщении. – "Там не будет отдельного дисплея, который вы должны держать в руках (думаю, это будет что-то вроде зрения Терминатора). Или если вы не выросли в 90-х годах, то, наверно, похоже на Google Glass.
В настоящее время все только в стадии разработки и опытных образцов. Valve все еще необходимо определиться в том, как такое устройство интегрировать в существующие технологии. Совместимость SteamOS, казалось бы, идеально подходит для этого. Эта система легко может показать информацию о периферийных устройствах в игре – и все остальное; начиная с предупреждений, уведомлений чата и списков друзей до окон серверного браузера, списков Мастерской и стим гайдов. Дальше расширяя свои возможности, она могла бы предложить видео-чат, или подачу экрана вашего кооперативного партнера в стиле Portal 2, точно соответствуя предыдущему серверному сценарию Ньюэлла.
Сейчас мы вспомним об одной из самых запоминающихся цитат Ньюэлла за последние несколько лет.
"Я думаю, что Windows 8 явилось катастрофой для всех в пространстве PC ", – сказал Ньюэлл участникам конференции Casual Connect в июле 2012 года. Тогда он говорил о стремлении Valve, чтобы 2500 игр в Стиме работали именно на Линуксе.
"Я думаю, что мы потеряем некоторых PC / OEM-производителей топ-уровня [производителей оригинального оборудования], которые уйдут с рынка", – продолжил он. – "Я думаю, что будут уничтожены (маржи) некоторые преимущества для кучки людей. Если это, правда, то хорошо бы иметь альтернативу, которая застрахует от такой перспективы.
Конечно, выход “пагубной” ОС от Microsoft еще не говорит о Конце времен, но мы уже видим интерес к SteamOS одного из двух производителей GPU. В последнюю неделю, Nvidia не только протянула руку создателям открытых драйверов, но также приоткрыла свою роль в создании SteamOS. Между тем, AMD, технологические достижения которой, казалось бы, больше связаны с новыми консолями, более лояльна к Windows.
В январе этого года Ньюэлл был столь же немилосерден к Windows 8, когда в одном интервью, назвал ее "гигантской печалью".
…. "Дело в том, что Windows 8 была не просто дистрибутивом [от Microsoft]. Как человек, участвующий в общей экосистеме ПК, я приветствую, когда выходят быстрые беспроводные сети и стандарты, или когда графика становится быстрее. Windows 8 стала этакой гигантской печалью. Это просто боль для всего бизнеса ПК.
"Вместо того чтобы всем в восхищении пойти покупать новый компьютер, мы покупаем новое программное обеспечение для работы на нем, что на 20%, и даже больше, снижает процент продаж ПК - это как "священная корова". Это не то, что должно приносить новое поколение операционной системы. Вместо предполагаемых 40 процентов роста, имеем 20 процентов снижения пынка, и это очень пугает меня".
В этом контексте, фокусирование внимания на SteamOS и сопровождающих его стим машинах имеет смысл. Реально же, SteamOS не будет выступать в качестве замены Windows. Если ваш настольный ПК уже может запустить Steam, и, если вы находитесь на Windows 7 или 8, то можно запустить и весь каталог игр и программ Стима. Так что пока мало причин для переключения большинства пользователей на новую систему. Сосредоточив внимание на гостиной, Valve надеется повысить рост продаж аппаратной начинки, предлагая попробовать некоторые из преимуществ компьютерных игр в новых условиях. Есть хорошие шансы, что поступая таким образом, они через свою платформу еще больше увеличат и без того высокий уровень продаж PC игр.
Пока ожидаемая SteamOS в результате ее гибкости в гостиных создает добавленную стоимость на ПК. Это делает ее привлекательной для пользователей, использующих закрытые системы. Это, похоже, цель Ньюэлла и Valve, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Тем не менее, это только начало выхода операционной системы, которая, вероятно, будет оптимальной и будет меняться так часто, как и сам Стим. Пока SteamOS после своего выхода не может быть убийцей Windows. А в ближайшие годы? Я бы не стал ставить против этого.
Что бы вы хотели видеть из этого – SteamOS, новый контроллер Valve и стим машины?
Этот перевод является продолжением темы Кен Левин: SteamOS является "смелой и мощной идеей"
А... ну это...может опрос??
SteamOS | 19.0% |
| ||
Новый контроллер Valve | 20.2% |
| ||
Стим машину | 3.6% |
| ||
Беру все оптом! | 45.2% |
| ||
Ничего мне от тебя, Гейб, не надо... | 11.9% |
|